Советско-польская война одна из малоизвестных широкой публике войн 20 века. В советской историографии ее особо не любили, в силу поражения в ее финальных операциях, перестроечная журналистика же продолжала мусолить именно завершающую фазу войны и поражения Красной армии от демократических и свободолюбивых поляков. В связи с этим я с определенной опаской подходил к партии в Strike of the Eagle (Удар Орла), эта игра, переизданная компанией Academy Games в 2011, достаточно быстро обрела своих как старых, так и новых поклонников. Кстати, в прежнем варианте название было Eagle and Star (Орел и Звезда), оставалось надеяться, что новое название - лишь удачный маркетинговый ход, а не переосмысление баланса.
Первое, что бросается в глаза, это пестрое до рези в глазах игровое поле. Огромное количество городов и деревень, леса, реки и поля. Сама игра покоится на модифицированной системе CDG (Path of Glory, Napoleonic Wars, Here I Stand, Sword of Rome). Т.е., вкратце, сердце игры – это карты, которые можно разыграть в свой ход ОДНИМ из нескольких возможных способов. Скажем, можно пустить в дело карту как Очки Операций (активация войск), очки подкреплений (в спец фазу восстановить потрепанные войска) или разыграть как Историческое событие и прочие варианты. Эта система великолепно создает игровое напряжение и динамику, хочется сделать все, но возможно выполнить что-то одно. Конечно, подобный принцип напрягает богатством выбора: какую карту сыграть сейчас, а какую стоит приберечь, все это чаще всего приходит с опытом, сходу оптимальный путь найти не просто, кроме того, игра весьма языкозависима, необходимо разобраться в тех прелестях, которые предоставляет текст на карточках, а это, считай, автоматическое увеличение времени игры.
Вообще по прочтении правил игра напомнила мне Path of Glory, те же очки операций, стремление окружить противника, мучительный выбор между тем, как сыграть карту и т.д., но, как я уже упоминал, стандартный карточный двигатель в SoE значительно модифицирован. Появились жетоны приказов, которые игроки тайно друг от друга выкладывают на поле. Таким образом, интерес противника к тому или иному участку фронта виден, но конкретный план может быть и не ясен. Облегчают жизнь оригинальные приказы »Двигаться В..» и «Двигаться ИЗ…». Первый выкладывается на локацию и в нужный момент все части, способные и желающие достичь этой точки, устремляются к ней, как студенты к пельменям, во втором случае войсковая группа буквально растекается на выполнения различных задач. Это, доложу вам, весьма удобно, хоть и непривычно, в сравнении с Path of Glory, где активации носили зачастую скромный и точечный характер, здесь возможность провести масштабную операцию возникает почаще.
Как вы уже обратили внимание, игра блочная. В игре всего два рода войск – пехота и кавалерия. Каждый блок – это дивизия или бригада. Артиллерия, авиация и даже бронетехника усиливает подразделения путем розыгрыша карт. Кроме того, блоками отображены полководцы противоборствующих сторон, по три с каждой стороны. И если за шляхтичей, кроме пана Пилсудского, я ничего сказать не могу, то набор красных командиров достаточно любопытен. Северным фронтом руководит Михаил Тухачевский, Южным Иосиф Сталин и Семен Буденный, истинный командующий Южного фронта – Егоров, по всей видимости, пал жертвой маркетинга, он явно менее известен, чем Буденный, и уж тем более Сталин. Символы родов войск и боевой силы каждого блока видны только владельцу. Таким образом, реализован фактор неожиданности, кроме этого живучесть каждой боевой единицы может достигать 4 значений, достаточно повернуть блок, чтобы отразить ее силу. Впрочем, повышаются требования к манипулированию многочисленными блоками, неосторожное движение - и поди вспомни, какая грань была вверху.
Результаты боя решаются без классического кубика, но это отнюдь не значит, что случайность ликвидирована как класс. Идет подсчет соотношения сил, затем игроки по желанию разыгрывают боевые карты с руки, и наконец добавляют одну случайную карту из своей колоды – ее специальные боевые очки добавляются к боевой силе. Колода поляков в этом плане предпочтительнее. Однако в целом обеим колодам несколько не хватает изюминки. Большая часть событий просто отзеркаливают друг друга, ясно, что сделано это в интересах баланса, но осадочек остается.
Коробка предоставляет на выбор 9 сценариев. В основном – дуэльные варианты различных этапов и театров прошедшей войны. Мы же собрались провести так называемую гранд-компанию. Северный и Южные фронты противников переходят под контроль четырех участников. На Южном фронте, в рамках возрождения Польши от моря до моря, шляхта вовсю готовится освободить территорию Украины и обладает существенным перевесом сил, в то время как Северный фронт готовится принять на себя удар внушительной группировки Красной армии. Далее несколько заметок с фронтов.
Сталин и Буденный освобождают Киев. Город был потерян в результате удачных действий Южного польского фронта, при их-то численном преимуществе вполне себе ожидаемо. Однако удалось дотерпеть до момента ввода в игру Коннармии Буденного, и чаша весов склонилась в Советскую сторону. В игре крайне важно суметь сконцентрировать удар с нескольких направлений, ибо в одном пункте не может находиться более 4 блоков, и их ударной мощи зачастую не хватает против хорошо укрепившегося противника. Кстати, на удивление, в игре не учитываются факторы местности. Атака через реки, боевые действия в лесных массивах или заболоченных районах никоим образом не модифицируют боевые показатели сторон. Возможно, по мнению авторов, это отражает особенности боевых действий, сплошной фронт – редкость и относительная немногочисленость войск позволяла находить бреши в обороне, игнорируя таким образом особо сложный рельеф. Игра сводится к достижению контроля над ключевыми городами и выдерживания линии снабжения.
Снабжение – крайне важный элемент игры, мало того, что подразделения не могут без последствий отрываться слишком далеко от баз снабжения, так еще будучи отрезанными от них несут небоевые потери. На кадре прорыв Северного фронта красными. Уже окружены несколько польских дивизий (маркер с перечеркнутыми патронами), вскоре будет взят Минск, а нерасторопные действия шляхты приведут к практически полному окружению северного фронта. Любопытный нюанс: удалось уморить в окружении большую часть польских дивизий, а вот два генерала, также попавших в котлы, живее всех живых. На них правило «без снабжения» не действует. Так и пришлось одного брать штурмом, а вот второй пан вырвался, воспользовавшись моей неопытностью и особенностям игрового движка.
На Юге из-за несогласованности действий советских командующих Красная армия понесла значительные потери, погиб Буденный, однако своевременное подкрепление несколькими дивизиями с Севера выправило положение на фронте. На Северном отступление остатков Польских войск аж до Бреста прошло крайне стремительно, и советским дивизиям оставалось лишь торжественным маршем входить в оставленные города и села. Правда, мощная группировка все еще цеплялась за Вильнюс, но ее окружение было делом техники и пары ходов. В этих условиях Польская сторона запросила мир. Советское правительство не стало возражать. В результате мирных переговоров западная граница Советской республики Беларусь оказалась в Бресте, на юге же была создана марионеточная пропольская Западно-Украинская Республика со столицей в Ровно.
Итак, в итоге:
+ Игра увлекательная, система приказов удачная и работает вполне исправно.
+ Игра отлично оформлена, игровые компоненты выполнены на высоком уровне.
+ Несколько сценариев, позволяющих варьировать количество игроков и время игры.
+ Игра достаточно по сравнению с другими CDG дружелюбна к игроку в плане управления войсками посредством игровых карт.
+/- Правила несложные, но ряд нюансов вполне может проскользнуть мимо вашего внимания и прямо повлиять на исход партии.
- Большая компания занимает много времени и субъективно выматывает (скажем, HiS или Republic of Rome или Sword of Rome такого ощущения усталости у меня не вызывают).
- Игра громоздка в плане операций с блоками и приказами.
- Незначительные исторические натяжки несколько обесценивают образовательный эффект.
- Игровым колодам Красных и Поляков не хватает индивидуальности.