17.02.13 ¦ Нелли Гутина, Писатель и журналист
ЦАХАЛ: привилегия, бремя или предлог для погромов?
Еще год назад военную службу у нас называли честью и привилегией. Но поскольку сегодня активисты и политики определили воинскую повинность, как «бремя», а несущих его как «фраеров», нет другого выхода, кроме как признать освобождение от нее «привилегией».
Привилегия распространяется на две категории граждан. Одни граждане получают освобождение от несения службы на том основании, что они учатся в религиозных учебных учреждениях. Вторые – исключительно на основании принадлежности к определенной национальности. Учащиеся йешив получают формальное открепление от воинской службы. Арабские граждане страны освобождены автоматически на основании национальной принадлежности. Поскольку мы решили, что служба – бремя, а освобождение от нее – привилегия, то Израиль – единственная страна в мире, где часть граждан получают привилегии по национальному признаку.
Это положение вещей превращает израильских арабов – или «израильских палестинцев», как многие из них себя называют – в самую привилегированную группу населения на всем Ближнем Востоке. Вне зависимости от того, почему и по чьей вине, реальность такова, что на Ближнем Востоке время от времени происходят войны. Все эти битвы – то ли арабских стран с Израилем, то ли между арабскими странами, то ли между разными секторами населения в одной отдельно взятой арабской стране – требуют усилий и жертв от каждого поколения жителей большинства арабских стран. Палестинцы, в отличие от « израильских палестинцев», опять-таки неважно по чьей вине, – тоже приносят немало жертв, как на алтарь противостояния с Израилем, так и в ходе гражданских войн в Ливане и в Сирии. И только наши отечественные «палестинцы» из поколения в поколение не нюхают пороха.
Политические активисты, сделавшие карьеру на лозунге мобилизации харедим, и пресса, создавшая вокруг харедим погромную атмосферу, вплоть до угроз, молчат по поводу мобилизации арабов. Между тем, когда речь идет об обязанностях гражданина перед государством, двойных стандартов быть не может.

Милуим. Иллюстрация. Фото: Алекс Накаряков
До того как в угоду политической конъюнктуре мы конвертировали службу в армии из «привилегии» в «бремя», у нас всегда считалось, что армия – это, помимо всего прочего, еще и инструмент интеграции в израильский коллектив. Все больше арабов это понимает. В нашей армии служат друзы, бедуины, черкесы, самаритяне, а в последнее время наметилась также тенденция и среди арабов – как мусульман, так и христиан, - и у нас уже есть первые офицеры-мусульмане, и даже арабские девушки в боевых частях. Почему мы должны наглухо закрывать перед ними дверь в израильское общество, только потому что духовная и политическая элита этой части населения активно сопротивляется этому?
Каждая из групп, которая отказывается от службы армии, выдвигает свои резоны.В случае харедим резоны носят теологический характер. В случае арабов – национальный. В обоих случаях это требует серьезного глубокого обсуждения, а не популистских наскоков.
Для того, чтобы ультраортодоксы служили в армии, общество должно пойти на уступки теологического характера. В случае арабов – на уступки идеологические. В обоих случаях придется также решить некоторые технические проблемы, связанные с культурными различиями. Это требует сотрудничества и доброй воли со стороны не слишком заинтересованной в этих пертурбациях армии, перед которой общество до сих пор не поставило четкую задачу. У нас всегда считалось, что ЦАХАЛ – это народная армия, а народ у нас уже давно не тот, что был два поколения назад. За последние 20 лет произошли большие демографические сдвиги. У нас мультикультурная страна, и ее народ состоит из разных этнических, культурных и конфессиональных групп. Задача армии – приспособиться к этим изменениям, если она хочет оставаться «народной армией». Если американская армия способна обеспечить культовые потребности солдат иудеев, христиан и мусульман, то и израильская армия должна озаботиться о нуждах культового обслуживания гораздо больше, чем тем, как заставить религиозных солдат (иудеев или мусульман) насильно слушать выступления вокально-танцевальных ансамблей. Армия должна сказать свое слово и четко выразить свое отношение к проблеме. До сих пор она этого не сделала, но зато появляется много статей отставных членов высших армейских эшелонов , в частности статья Гиоры Айленда, о том, что «мобилизация харедим противоречит национальным интересам».
Мобилизация больших групп с ярко выраженными культурными и национальными различиями требует серьезных дебатов: например, что требуется для того, чтобы граждане арабской национальности ощутили свою причастность к государству? Отказ от сионистской идеологии? Государство для всех? Что нужно для того, чтобы ортодоксы преодолели свое отчуждение? Государство по Галахе? Как далеко можно зайти в этих уступках?! И что делать с тем, что многие арабские граждане ассоциируют себя с другими коллективами, которые в настоящее время находятся в состоянии конфликта (если не войны) с Израилем? Отражает ли демонстративная нелояльность некоторых членов Кнессета настроению молчаливого большинства? Какие меры нужно принять ,чтобы защитить тех арабских граждан, которые хотят разделить с нами «бремя» и которые страдают от агрессии со стороны экстремистски настроенной среды?
В любом случае, государство не может мириться с отказом от военной или альтернативной службы на основании отождествления с врагом и демонстративной нелояльности. Эту проблему нельзя больше запихивать под ковер, и закон о призыве для всех граждан, независимо от национальности и вероисповедания, должен эту проблему высветлить во всех аспектах, прежде чем будет принят.
Среднестатистический израильтянин, причисляющий себя к «среднему классу», должен уяснить себе, что «средний класс» - это не синоним среднего умишка, в узкий лоб которого Второй канал ИТВ может впихнуть любую дезу .Чтобы заставить этот умишко позабыть о ценах на жилье и продукты, высоких налогах, социальной несправедливости, неравенстве возможностей, плохой экологии и низком качестве жизни - достаточно ему доказать «доса» и сказать «фас!».
Армия – это позитивный образ страны, и этот образ нельзя использовать ни для сведения политических счетов одной партии с другой, ни для канализации расизма в сторону той или иной группы израильского населения, будь то арабы или ортодоксы, и уж конечно не в целях нагнетания погромной атмосферы, напоминающей самые мрачные времена и режимы.